Прошу слова

Психолого-педагогическое сопровождение развития общих (умственных) и творческих способностей школьников. 

Социальное благополучие человека, активность, целенаправленность его жизнедеятельности, самоутверждение его личности во многом зависит от того, насколько он адоптирован к окружающей действительности, насколько развиты его психологические механизмы произвольной саморегуляции поведения и деятельности. Полноценное развитие ребенка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав человека на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становятся сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы родителей, педагогов, психологов, различных социальных институтов и, конечно же, детей. Обозначенная цель может быть достигнута лишь в том случае, если деятельность данных субъектов образовательного процесса будет управляема и спланирована.

Многие школьники имеют особенности формирования познавательной деятельности, психосоциального и эмоционального развития, а потому требуют и пристального изучения, и особого педагогического подхода. Сущность понятия «детская одаренность» можно выразить формулой: Мотивация + Интеллект + Креативность = Детская одаренность.

Такое понимание одаренности позволяет высказывать собственные идеи, которые легли в основу практической педагогической работы нашего коллектива по развитию детской одаренности.

1. Способность к мышлению и творчеству (конечно, в разной степени) дается природой каждому человеку, а потому педагогическая проблема заключается в создании в школе условий, позволяющих реализовать личностный потенциал всех учащихся, то есть детскую одаренность. «…Подобно тому, как у дерева и крона в целом, и каждая из многочисленных ветвей в отдельности вырастает и питается из единого, общего основания – корня, в человеческой психике все частные способности произрастают и в дальнейшем питаются из единого, общего основания, именуемого одаренностью».

2. Поскольку одаренность является не константной, как бы застывшим показателем, обрекающим человека на успех, а динамической, постоянно изменяющейся характеристикой личности, то проблема заключается в поиске адекватных данному этапу развития одаренности методов обучения и воспитания.

3. Исходя из методологии личностно-ориентированного образования акцент в деятельности педагога должен быть сделан на мотивацию учения, а лишь затем на приемы и методы обучения. Как показывает практика, люди, целенаправленно решающие личностно значимые задачи, даже являясь менее способными, делают это с большим успехом, чем те, кто одарен, но менее заинтересован. Именно поэтому в современных условиях усилия педагогов должны быть направлены на развитие тех способностей, которые требуются самому человеку для успешного продвижения к целям, которые он себе поставил.

Исходя из многолетнего опыта, мы видим, что школьники, имеющие богатый личностный потенциал, не находят возможностей для его раскрытия и реализации в общеобразовательной школе. Учитель школы заинтересован, прежде всего, в изучении учебного материала в соответствии с программными требованиями и подготовкой к итоговой аттестацией. Большую возможность реализации личностного потенциала дают общеобразовательные учреждения повышенного уровня. Здесь возникает проблема узкой профильности школы, так как вместо построения сугубо оригинальной траектории собственного развития, обусловленного не только типом интеллекта одаренного ученика и успешностью в освоении той или иной учебной дисциплины, но и всем набором проявляющихся задатков, способностей, обучение приобретает некоторый односторонний характер. Правда, в этой односторонности потеря в широте вознаграждается значительным выигрышем в производительности, в конечных результатах.

При построении образовательного процесса на основе дифференциации учащихся по профилям и уровням обучения в приоритетные задачи лицея добавлена компенсаторная функция образовательной среды. Это функция возмещения дефектов образовательной среды, ориентированной на развитие одной избранной одаренности. Компенсаторная функция обеспечивается специальной организацией системы дополнительного образования в специальных учреждениях, обеспечивающего реализацию различных интересов и талантов учащихся в соответствии с их запросами и психолого-педагогической поддержкой самоопределения и развития личности учащегося.

Реализация модели управления психолого-педагогическим сопровождением развития умственных и творческих способностей школьников:
- создание условий для качественной деятельности учителя;
- дальнейшее развитие умственных т творческих способностей учащихся;
- целенаправленное взаимодействие участников образовательного процесса.

Основные направления работы:
- повышение профессиональной компетенции педагогов;
- организация урочных и внеурочных форм работы с детьми с учетом различия общих и специальных способностей ребенка;
- организация работы психологической службы лицея;
- ежегодный мониторинг результатов работы.

Миссия школы заключается в том, чтобы обеспечить необходимые и достаточные условия для актуализации у ребенка внутренней активности, направленной на развитие собственных физических, интеллектуальных и духовных сил, внутренней целостности и значимости социальных связей.

Решить данную задачу помогают следующие психолого- педагогические условия:
- полноценное духовно ориентированное общение и взаимодействие взрослых с детьми;
- развивающие педагогические технологии, ориентированные на специфику возраста;
-предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, организована в зависимости от возрастной специфики его развития;
- интеграция образовательного процесса лицея с дополнительным образованием как синтез наук, культур и искусств (кружки, секции, студии, различные виды развивающей деятельности).

Комплексный подход психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка является залогом дальнейшего развития задатков и способностей учащегося, а также трансформации его одаренности в талант.

Материалы для скачивания:

Педагогическая мастерская. «Смысл названия сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».
Краснодарские педагогические чтения. Здоровьесберегающие технологии.
Выступление на II Россинских педагогических чтениях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий