Для Вас, родители

Памятки:

План беседы: «Режим дня школьника. Оптимальный двигательный режим школьника. Гигиенические рекомендации к выполнению домашних заданий». 

Режим дня — это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья. В основе рационального режима — закономерности динамики работоспособности в течение дня, недели, учебного года. Режим дня считается правильным, если предусматривает достаточное время для необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечивает на протяжении всего периода бодрствования высокую работоспособность. Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной или творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка. Режим дня школьников должен строиться в соответствии с периодами повышения и спада работоспособности. В режиме дня школьника предусматриваются следующие основные компоненты:
  •  учебные занятия в периоды подъема работоспособности в школе и дома; 
  •  отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе; 
  •  регулярное и достаточное питание; 
  •  гигиенически полноценный сон. 
Кроме того, в режиме дня должно быть отведено время для свободных занятий по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт, самообслуживание, помощь семье).

Рекомендации к выполнению домашних заданий
Ø Выполнение распорядка дня
Ø Распределение заданий по степени сложности.
Ø Родителям не следует сидеть рядом с ребенком все время, пока он делает уроки.
Ø Сначала проверить то, что выполнено правильно.
Ø Не следует разрешать школьнику сидеть за уроками весь вечер напролет.
Ø Помощь при заучивании информации из учебника.
Ø Родителям стоит обращать внимание не невербальные сигналы, которые они посылают своим детям в ходе выполнения домашнего задания.

****************************************************************

План беседы: «Предупреждение наркомании, алкоголизма и курения среди школьников. Влияние алкоголя, табакокурения, наркотических веществ на здоровье ребенка».

Влияние наркотических веществ на здоровье человека. Статистика наркомании по данным Минздрава РФ Причины наркомании среди подростков. Пути формирования наркотической зависимости. Данные о наркотиках распространенных среди молодёжи. Влияние наркотиков на нервную систему человека. Характеристика 3-х стадий наркомании.. Вред алкоголя для здоровья человека. Алкоголь – наркогенное вещество воздействующее на нервную систему. Симптомы алкогольного опьянения. Развитие алкоголизма. Влияние алкоголизма на пищеварительную систему, сердечнососудистую, на высшую нервную деятельность, на репродуктивную функцию человека. Пивной алкоголизм у подростков – чем он опасен Курение – одна из вредных привычек человека. Исторические факты появления табака в Европе. Содержание ядовитых веществ в табачном дыме. Функциональное состояние системы дыхания при курении. Влияние курения на кровообращение. Влияние курения на органы и ткани. Состояние ЦНС при курении. Снижение двигательной активности. Советы психолога о профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма.

****************************************************************

План беседы: «Рацион и режим питания. Рациональное питание детей школьного возраста. Составление и анализ индивидуального суточного пищевого рациона. Особенности диеты у детей с заболеваниями пищеварительной системы. Питание детей с пищевой аллергией».

Основные принципы организации рационального питания:
1. Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам ребенка.
2. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам.
3. Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.
4. Оптимальный режим питания.
5. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.
6. Учет индивидуальных особенностей детей.
7. Обеспечение безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

Однако организация питания подростков, школьников 10-17 лет имеет свои особенности, заключающиеся в том, чтобы учесть все те изменения, которые происходят в детском организме в этом возрасте. В этот период следует обратить особое внимание на следующие моменты:
Происходит интенсивный рост всего организма, сопоставимый с темпами развития человека первого года жизни.
Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечно-сосудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростка.
На фоне всей физической перестройки повышаются нагрузки на психоэмоциональную сферу.
Возрастают не только школьные нагрузки, но и напряжение, вызванное социальной адаптацией подростка.

Именно в эти годы - фактически начиная с 10 лет - ребенок становится взрослым человеком. И это касается и его физического развития, и психо-эмоционального, и интеллектуального. Ребенок осваивает новые для себя правила взрослой жизни. Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми.

Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье.

При составлении рациона для школьников 10-17 лет учитываются изменения физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии в зависимости от возраста и пола ребенка.

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым. Плотную часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха.

Типовые режимы питания школьников при обучении в первую и вторую смены.

Первая смена
7.30 - 8.00 Завтрак дома
10.00 - 11.00 Горячий завтрак в школе
12.00 - 13.00 Обед дома или в школе
19.00 - 19.30 Ужин дома

Вторая смена
8.00 - 8.30 Завтрак дома
12.30 - 13.00 Обед дома (перед уходом в школу)
16.00 - 16.30 Горячее питание в школе
19.30 - 20.00 Ужин дома

Основные медико-биологические требования к организации питания в школах :
1. Школьный рацион должен состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 25% и 35% суточной потребности соответственно, а по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55-60% рекомендуемых суточных физиологических норм потребности.
2. Рационы должны быть распределены по своей энергетической ценности, содержанию белков, жиров и т.п. в зависимости от возраста.
3. Необходимо соблюдение режима питания - завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в школе (10-11 часов), необходимый для восполнения энергозатрат и запасов пищевых веществ, интенсивно расходуемых в процессе обучения; обед (дома или в школе) и ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна).
4. Школьное питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (ограничение синтетических пищевых добавок, соли, специй и др.).

Питание детей с пищевой аллергией:
Разрешает употребление:
1. Мясо нежирное – нутрия, кролик, индейка (только домашняя), говядина, баранина, свинина. Способ приготовления: отварное, паровое, запеченное без специй и дополнительных жиров.
2. Овощи – капуста, кабачки, лук, картофель, фасоль (белая и стручковая) – предварительно вымоченные. Свежие – огурец, салат. Хорошо – лавровый лист.
3. Крупы – гречневая, рисовая, пшённая, кукурузная, перловая, можно “Nordic” (без добавок). Готовится на воде.
4. Хлеб – белый второго дня, из муки грубого помола или с отрубями.
5. Масло – топленое, рафинированное оливковое.
6. Фрукты – яблоки зеленые, груши без кожуры (только отечественные), лучше печёные, крыжовник, черешня светлая, слива светлая, черника лесная, инжир, голубика, брусника, калина – в сезон.
7. Напитки – компоты из яблок, сухофруктов
Из этих продуктов вы можете приготовить пельмени, вареники, голубцы, тефтели, щи постные.

Ограниченно (до 1 раза в неделю):

1. Мясные бульоны
2. Речная, нежирных сортов рыба
3. Молочные продукты – обезжиренный творог, нежирная сметана, сливки – в блюда
4. Крупы – овсяная
5. Овощи – капуста цветная, свекла, петрушка, укроп, зеленый горошек, морковь, тыква
6. Масло – рафинированное кукурузное, подсолнечное, сало
7. Фрукты – слива темная, смородина красная, крыжовник красный, рябина красная, вишня, черешня темная, бананы
8. Орехи – грецкие, лесные, арахис, миндаль, семена подсолнуха

Запрещается:
1. Молоко, кефир, сыр, мороженое и др. молочные
2. Куриное, гусиное, утиное, говяжье (молодое – телятина) мясо.
3. Яйца в натуральном виде.
4. Рыба, все блюда из рыбы, рыбные консервы, икра, крабы, раки и др. морепродукты.
5. Сосиски, колбасы, копчёности, консервированные продукты.
6. Манная, пшеничная каша.
7. Торты, пирожное, сдобное печенье и др. кондитерские изделия.
8. Цитрусовые, ананас, бананы, хурма, клубника, смородина черная, малина, клюква, облепиха, финики, рябина черноплодная.
9. Мёд, варенье, конфеты, шоколад, кофе, какао.
10. Помидоры, свёкла, морковь, все красные, оранжевые, жёлтые и красные овощи, соки и соусы из них, грибы.
11. Маринады, уксус, хрен, горчица, майонез и прочие приправы, квашенные фрукты и овощи – особенно капуста.
12. Сладкие газированные напитки: кола, пепси, фанта, лимонады и т.п., все соки, жевательные резинки
****************************************************************

План беседы: «Личная гигиена школьника. Требования к одежде, обуви».

Привитие школьникам навыков личной гигиены – залог сохранения и укрепления здоровья, предохранения от болезней. Правила личной гигиены, как и другие элементы здорового образа жизни, должны быть усвоены в детстве и закреплены до автоматизма. В этих случаях они будут выполнятся в течение всей жизни.

Школьник приобретает гигиенические навыки, подражая старшим членам семьи. Поэтому необходимо, чтобы взрослые сами знали правила личной гигиены и выполняли их. Этого, однако, мало. Дополнительными источниками знаний и навыков о личной гигиене является гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей со стороны семейного врача, учителей.

Большинство навыков личной гигиены входит в режим дня (утренняя гимнастика, утреннее, после туалета и перед едой умывание попеременно теплой и прохладной водой лица, шеи, груди, ушных раковин, полоскание полости рта, горла, промывание глаз и носовой полости, чистка зубов пастой на ночь, полоскание полости рта после еды для удаления остатков пищи, предупреждающее образование кариеса).

В недельный режим школьника должны быть включены приём ванны или посещение бани, обрезание ногтей на руках и ногах и очистка ногтевого ложа, стрижка и мытьё волос. Каждый ребёнок должен иметь личные полотенце, зубную щётку, мочалку, губку, носовые платки, желательно отдельную посуду.

Одежда школьника должна быть чистой, опрятной, лёгкой, соответствовать размерам тела, времени года, погоде, типу занятий, предохранять от переохлаждения и перегревания, обувь – мягкой, чистой, отдельной для помещения и улицы, соответствовать размеру стопы.

Гигиени­ческие нормативы устанавливают процент синтетических волокон в тканях для изделий детского ассортимента. Например, в трикотажных изделиях до­пускается 18% капроновой нити, в детских колготах — не более 30%, в верх­ней одежде — не более 20%. Изделия для детей из 100% капрона не выпускают. Обувь для детей дошкольного возраста изготовляется только из натураль­ной кожи. В обуви для старших школьников синтетические материалы можно использовать лишь для каблука, задника, перемычек.

Гигиенические требования к обуви заключаются в защите ног от механи­ческих воздействий, ударов и неровностей почвы, от холода и промокания. Обувь не должна способствовать перегреванию и сильному потению ног, на­рушать их функции, стеснять свободу движений. Обувь должна быть мягкой, легкой, удобной в носке, соответствовать погоде и условиям труда. Узкая и тесная обувь ведет к деформации стопы: сначала появляются утолщения и стертости кожи, затем деформируются мягкие части и кости стопы. Узкая обувь способствует врастанию ногтей, ухудшает кровообращение, усиливает потливость ног, ведет к развитию плоскостопия. Кроме того, тесная обувь вследствие нарушения кровообращения способствует более быстрому охлаж­дению ног, что в известной мере предрасполагает к простудным заболеваньям. Наилучшим материалом для изготовления обуви остается натуральная кожа, которая удовлетворяет основным гигиеническим требованиям: она достаточ­но воздухопроницаема, устойчива к намоканию, хорошо удерживает тепло. Для повышения теплозащитных свойств обуви в холодное время года целесо­образно использовать стельки из меха или войлока.

Летняя обувь должна обеспечивать хорошую вентиляцию внутриобувного пространства. С гигиенической точки зрения не оправдано использование для верха лет­ней обуви лакированной кожи, так как она плохо пропускает воздух.

В настоящее время в кожевенно-обувной промышленности широко приме­няются искусственные материалы. Искусственные кожи изготовлены из сложных многокомпонентных сме­сей, в состав которых входят такие высокомолекулярные соединения, как по-ливинилхлорид, полиамид, полиуретан, синтетические каучуки, латексы, нит­роцеллюлоза и др. Искусственные кожи под влиянием света, тепла, ультрафиолетовых лучей, механических, химических и других видов воздействия даже в нормальных условиях эксплуатации выделяют в окружающую среду сложный комплекс биологически активных вешеств {дивинил, хлоропрен, стирол, хлористый во­дород, аммиак, акрилаты, изопрен и др.). Количество химических веществ, выделяющихся из искусственных кож и пленочных материалов, зависит в основном от завершенности процессов по­лимеризации и поликонденсации, условий и режима эксплуатации, выражен­ности процессов деструкции и старения, от химических свойств входящих в рецептуру добавок, физико-химических свойств полученного материала и др. Искусственные кожи должны быть пористыми, паро-, воздухо- и водопро­ницаемыми, поглощать и отдавать влагу, иметь малую теплопроводность для предупреждения перегревания организма в жару и охлаждения в холодное время; не изменять размеров при изменении содержания влаги; не коробиться при увлажнении и последующем высыхании; не изменять свойств под действием пота, высокой влажности и температуры воздуха; искусственные кожи долж­ны быть стойкими к старению, к действию плесени и не выделять химических веществ в количествах, представляющих потенциальную опасность для здоровья.

Среди мероприятий, направленных на укрепление здоровья и улучшение физического развития ребенка, немаловажным является соблюдение гигиенических требований к одежде. Одежда служит человеку для защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды, предохраняет поверхность кожи от механических повреждений и загрязнений.
С помощью одежды вокруг тела создается искусственный пододёжный микроклимат, значительно отличающийся от климата внешней среды. За счет этого одежда существенно снижает теплопотери организма, способствует сохранению постоянства температуры тела, облегчает терморегуляторную функцию кожи, обеспечивает процессы газообмена через кожные покровы. Взаимодействие между кожей ребенка и тканями школьной одежды определяется гигиеническими свойствами ткани: толщиной, массой, воздухо- и паропроницаемостью, гигроскопичностью, влагоёмкостью, гидро- и липофильностью, гидрофобностью, а также теплопроводностью.

Следовательно, гигиенические свойства школьной формы весьма важны для теплового комфорта и самочувствия ребенка. Требования к составу ткани, из которой она сшита, более жесткие, потому, что ребенок носит эту школьную одежду значительное время суток, школьник проводит в школьной форме (5-6 ч, с учетом продленного дня до 8-9 ч). Необходимо обращать внимание на покрой одежды, т.к. не правильно сшитая одежда может принести вред.

Родители порой смотрят только на цену одежды, а не на состав ткани, и покупают то, что детям носить нельзя. Обычный детский костюм может быть сшит из ткани, на 67% состоящей из химических волокон. В такой костюм можно одеваться на праздник, но, ни в коем случае, нельзя носить ее в школе. Ткань для школьной одежды должна иметь не более 55% синтетических волокон.
************************************************************

План беседы: «Профилактика простудных заболеваний. Особенности иммунной системы у группы часто длительно болеющих детей. Роль закаливания в укреплении здоровья. Вакцинопрофилактика».

Каждый человек живет в гармонии со свойственным только ему набором микроорганизмов, поэтому, переступив порог школы, ваш ребенок встретит не только новых друзей, но и новые типы микроорганизмов, к которым ему неизбежно придется адаптироваться. Для одних детей эта адаптация происходит незаметно, а другие начинают часто болеть.

Предрасполагающие факторы к развитию респираторных заболеваний:
• недостаточное пребывание на свежем воздухе;
• нерациональное питание;
• постоянное укутывание ребенка, отсутствие закаливания;
• переохлаждение;
• дефекты иммунной (защитной) системы организма;
• плохой уход и ряд других факторов.

Помочь своему ребенку преодолеть трудности адаптации вы можете следующим образом:

1. Поставить барьер на пути проникновения вирусов и бактерий:
2. Повысить защитные силы организма ребенка с помощью :
Ø Организации правильного ухода и питания.
Ø Активного образа жизни и закаливание ребенка ( использование естественных факторов природы- воздух, солнце и вода);
Ø Одежды по сезону из натуральных волокон.
Ø Приема препаратов, повышающих адаптивные способности организма - адаптогенов.
Ø Специфической профилактики заболеваний (проведение профилактических прививок).
Ø Приема противовирусных препаратов в сезон повышенной заболеваемости ( альгирем, анаферон, арбидол, ремантадин и др.
Ø Использования трав (фитотерапия), гомеопатических средств профилактики и мёда (при отсутствии аллергических реакций на введение этих средств).

В группу часто длительно болеющих детей (ЧБД) принято относить детей, подверженных частым респираторным заболеваниям в основном из–за транзиторных отклонений и возрастных особенностей иммунной системы детского организма. По данным разных авторов, ЧБД составляют от 20% до 65% детской популяции. По классификации Института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения РФ часто болеющие дети относятся ко II группе здоровья (дети с отягощенным биологическим анамнезом, функциональными и морфологическими особенностями, то есть дети с риском развития у них хронического заболевания). Особенностями иммунной системы у этой группы детей является нарушение формирования механизмов иммунологической памяти за счет на нарушение процессов интерферонообразования, снижения секреторного IgA в слюне по сравнению с редко болеющими детьми, снижения уровеня и активности лизоцима в носовом секрете. Уровень IgA и его фиксация на слизистых оболочках считается наиболее важным фактором, обеспечивающим резистентность к инфекциям. Лизоцим оказывает антибактериальное действие в комплексе с IgA и комплементом. Снижение синтеза IgA и лизоцима указывает на иммунодефицит в системе местного иммунитета у данной категории больных. У ЧБД отмечаются нарушения ферментативных систем на уровне клетки, снижение активности ферментных систем клеток, дисиммуноглобулинемия.

При решении вопроса о вакцинации этой группы детей желательно соблюдение нескольких принципов:
· прививки проводятся через 2-4 недели после выздоровления от очередного острого заболевания;
· используют сочетанное введение вакцин, что позволяет скорректировать нарушение графика прививок, часто возникающее у таких детей из-за ежемесячных заболеваний;
· при проведении иммунизации используют средства для профилактики наслоения интеркуррентных инфекций;
· помимо плановых прививок таким детям следует рекомендовать иммунизацию против гриппа, гепатита А, гемофильной и пневмококковой инфекций.

Закаливание - это повышение устойчивости организма к воздействию естественных природных факторов в границах физиологического стресса.

Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, улучшает кровообращение, повышает тонус центральной нервной системы, нормализует обмен веществ, уменьшает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их возникновение, а так же способствует повышению физической и умственной работоспособности. Его надо производить, используя все доступные мероприятия в комплексе, с учетом индивидуальных особенностей личности и здоровья. Важно для достижения эффекта закаливания, чтобы один и тот же прием повторялся не один раз. Закаливание следует усиливать постепенно. И, самое главное, закаливание должно носить постоянный характер. Научно доказано, что если закаливание проводилось в течение 2-3 месяцев и затем было прекращено, то закаленность организма исчезает уже через месяц! Поэтому при длительных перерывах в закаливающих процедурах, закаливание начинают снова с исходных температур. Закаливание начинают с более мягких, щадящих процедур, а именно воздушных и солнечных ванн, затем переходят к обтиранию, обливанию, и только затем включают в закаливание душ и купание.

Обычно начинают закаливание с воздушных и солнечных ванн при температуре воздуха от 24 градусов для детей до года, от 18 градусов для детей более старшего возраста, и от 12 градусов для взрослых. Дети принимают первые воздушные ванны в домашних условиях, взрослые могут сразу начинать закаливание на улице (следите при этом, чтобы не было ветра).

Необходимо раздеть ребенка или раздеться самому, и активно подвигаться или выполнить пассивные упражнения с ребенком. Продолжительность первого сеанса закаливания может не превышать 1 минуты, постепенно закаливание увеличивается до 40 минут. Также постепенно можно переходить к воздушным ваннам при более низких температурах, а детей выносить на улицу для закаливания. Затем постепенно можно переходить к водным процедурам. Закаливание начинают с обтирания. Закаливание обтиранием начинают с температуры воды, соответствующей температуре кожи в области сердца. У детей до 1 года жизни это 35 градусов, у детей 33 градуса, у взрослых 31 градус. Затем в закаливание добавляется обливание. Для первых обливаний используют температуру на 1-2 градуса выше температуры кожи в области сердца. Если же вы решили сделать ножную ванну, то ее температура должна быть на 1-2 градуса ниже. Температуру воды нужно снижать постепенно, до 24 градусов для детей до 3-х лет, до 16 градусов для старших детей, и до 12 градусов для взрослых. Ноги наиболее чувствительны к закаливанию, поэтому иногда можно обойтись и только ножными ваннами и хождением босиком, чтобы закаливание всего организма было эффективным.

Важно помнить, что длительность закаливания определяется не столько временем, сколько самочувствием закаляющегося. Ни в коем случае нельзя допустить переохлаждения ребенка. Что касается времени, то закаливание лучше проводить в первой половине дня. Закаливание перед сном слишком возбуждает нервную систему и нарушает сон.

Закаливание воздушными ваннами и водными процедурами должно происходить активно и заканчиваться растиранием тела.

1 комментарий:

  1. Анна Ивановна, мне нужна Ваша помощь. Не могу найти Ваш телефон. Вот мой номер телефона 8-918-033-17-88 Людмила Жалнина (Гизенко). Позвоните мне пожалуйста

    ОтветитьУдалить